Почитать

​Георгий Гелетуха: «Украине нужна конкуренция в сфере теплоснабжения». Часть 1

... встреча с председателем правления Биоэнергетической ассоциации Украины оказалась достаточно продуктивной и информационно насыщенной. Хотелось спросить сразу и обо всем. Так же, как и Георгию Георгиевичу тоже хотелось поделиться всем – и о достижениях, и о проблемах и, конечно же, о перспективах развития биоэнергетики в Украине. Поэтому разговор как бы разделился на несколько тематических блоков. Но начали все же с общеорганизационных и юридических вопросов, с тех, которые регламентируют деятельность БАУ сегодня.

– Существует ли сейчас действенная поддержка деятельности Ассоциации со стороны государства, или же, как и часто в подобных случаях, все проходит в больше декларативных форматах?

– В контексте данного вопроса следует отметить, что за последнее время, особенно в последние четыре года, ситуация по отношению к биоэнергетике значительно улучшилась.

Если еще несколько лет назад можно было с уверенностью говорить, что развитием данного направления никто из государственных органов в Украине по-настоящему не занимался и особой поддержки мы не испытывали, то с приходом в Госэнергоэффективности нового менеджмента ситуация резко изменилась.

Сейчас мы, как Ассоциация, довольны вниманием к нашей деятельности, в первую очередь как раз со стороны Государственного агентства по энергоэффективности. Практически все решения по биоэнергетике, принятые за последнее время, готовились в этом Агентстве, после чего подавались на рассмотрение и, как правило, в дальнейшем поддерживались Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса.

– Но ведь и само Агентство, собственно, структурно не является самостоятельной единицей. Не вызывает ли это определенных проблем и относительно деятельности БАУ?

– Агентство структурно входит в состав Минрегинстроя и это, действительно, создает определенные моменты. Потому что проявляется присущий таким структурам конфликт интересов. Стоит отметить, что практически со всеми профильными министерствами, в состав какого бы из них Агентство не входило, он всегда будет иметь место, в силу тех или иных и почти всегда объективных причин. Это, к сожалению – системная проблема.

Несколько лет назад мы даже направляли соответствующее письмо на имя Президента и на имя Премьер-министра с просьбой рассмотреть вопрос переподчинения Госэнергоэффективности напрямую Кабмину. Но, к сожалению, получили стандартную отписку: мол, «Согласно Закона об органах государственной власти Украины» оно подчинено тому, кому должно быть подчинено и так далее... Это хорошо, и мы это знаем! Но идея то была в другом – изменить к лучшему существующую ситуацию.

– Какие проекты профильных законов сейчас находятся на рассмотрении в Верховной Раде?

– Первое, что необходимо отметить – БАУ была одним из инициаторов подготовки закона об электронной системе торговли биотопливом.

В чем здесь состоит сама идея? Если использование биомассы на нужды отопления и в дальнейшем будет развиваться такими темпами, а это – прогнозируемо, то большинство местных муниципальных котельных просто рискуют зимой оставаться без стабильных поставок топлива. Вопрос простой – где и как им его брать?

По-настоящему рыночных механизмов закупки биотоплива в Украине сейчас не существует, их еще попросту не создано.

Хорошо, если кто-то работает на собственном сырье и его хватает, или у кого заключен долгосрочный контракт на прямые поставки от производителя. А что же делать остальным, учитывая, что в регионах все активнее отказываются от газового отопления в пользу использования биомассы. Как им быть, где брать и даже где искать именно то, что нужно брать?

Поэтому решение проблемы выглядит однозначным – необходимо создавать биотопливную биржу, на которую соберутся практически все: и продавцы, и покупатели, туда, куда будет стекаться вся необходимая информация и где цена будет формироваться уже полностью рыночным путем.

С созданием электронной бирже мы наконец также будем знать и то, сколько у нас действительно стоит биомасса, как топливо.

Мы хотим, чтобы на этой бирже, или по-другому – системе электронных торгов, продавалась только та биомасса, которая будет иметь соответствующие сертификаты. Этим вводятся определенные требования и системы проверки продукции с последующей сертификацией качества. Соответственно, за лучшее качество будет и лучшая цена.

Также в механизм деятельности биржи необходимо ввести гарантии выполнения обязательств, согласно подписанных контрактов. Потому что в настоящее время, особенно зимой, возникают довольно типовые ситуации – кто-то с кем-то подписал соответствующий договор, но поставки срываются. Или топлива на складе нет, или доехать не могут. Или еще что-то ... А как это вы это объясните детям в школе, пациентам в больнице? И в то же время сейчас фактически не существует никакой ответственности за срыв условий договора поставок. Выкручивайтесь сами, как можете ...

– И как на подобное сможет реагировать биржа?

– В организационную часть ее деятельности закладывается определенный механизм: если топливо приобретено через систему электронных торгов, а затем тот, кто его продал, своевременно не выполняет обязательства, то биржа просто в срочном порядке пускает другую партию биомассы на закрытие проблемного договора, а уже затем через систему санкций разбирается с нарушителем.

Возможно для начала еще будет опция торговли без сертификата качества. Но это довольно быстро станет невыгодным из-за механизма ценообразования. Сейчас фактически по всей Украине, в областных центрах, есть профильные лаборатории, где можно пройти соответствующую сертификацию. Подобным образом система работает по всему миру. И это не должно стоить дорого: замерить влажность, зольность, определить фракционный состав. А если нарушаешь условия, тогда в действие вступает система санкций, корректировки цены ...

Радостина Дацюк и Александр Бадян, спеціально для Drovnik.com.ua

продолжение см – Георгий Гелетуха: «Украине нужна конкуренция в сфере теплоснабжения». Часть 2